ОКР "Сращивание"
ОКР «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НА ПЛАВУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОРПУСОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБУСТРОЙСТВА МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА МЕЛКОВОДНОМ ШЕЛЬФЕ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДНАПРЯЖЕННЫХ БЛОКОВ», ШИФР «СРАЩИВАНИЕ»
Концепция создания крупногабаритных плавучих морских сооружений с формированием корпуса на плаву:
- на берегу изготавливаются отдельные блоки корпуса из преднапряженного железобетона;
- производится спуск блоков на воду;
- на плаву осуществляется позиционирование блоков, их стыковка и сращивание бескессонным способом (формируется монолитный корпус);
- производится постнапряжение стыков сращивания;
- выполняются работы по установке оборудования, устройств и верхнего строения (надстройки) морского сооружения.
В ходе выполнения ОКР «Сращивание» ЦКБ разработало технологию формирования на плаву железобетонных корпусов из отдельных преднапряженных блоков и выполнило апробирование разработанной технологии на опытном полунатурном образце в виде железобетонного понтона размерами LхВхН=10,0х1,2х0,8 м.
Опытный понтон формировался на плаву из двух частей – полупонтонов. Каждый полупонтон изготавливался из бетона класса В30, армированного ненапрягаемой арматурой периодического профиля Ø6 А-III и Ø8 А-III. Для создания предварительного напряжения использовались высокопрочные канаты К7-15,7-1860 в антикоррозионной защите (моностренды).
Предварительное напряжение железобетонных конструкций выполнялось специалистами ООО «ПСК-Строитель» под контролем представителей ЦКБ «Монолит».
Натяжение арматурных канатов осуществлялось с использованием переносного гидравлического домкрата Tеnsa SM 240/200 с маслостанцией.
Формирование понтона из двух преднапряженных полупонтонов производилось на плаву в межшлюзовом бьефе реки Волга на акватории компании «Байкал-Волга» силами специалистов ЦКБ «Монолит».
Между преднапряженными полупонтонами располагался стык сращивания с герметизирующим уплотнением. Напряжение стыка выполнялось при помощи девяти специальных преднапрягающих устройств.
Силовые испытания опытного понтона проводились в испытательной лаборатории ЦКБ.
Для получения достоверных результатов при проведении силовых испытаний преднапряженных железобетонных конструкций и отработки технологии сращивания, дополнительно были изготовлены и испытаны три преднапряженные опытные балки двутаврового профиля. Две балки были выполнены без постнапряжения стыка сращивания и одна с постнапряжением стыка сращивания с помощью специального преднапрягающего устройства (коннектора). Испытание опытной балки также проводились в лаборатории ЦКБ.
В ходе проведения силовых испытаний были решены следующие задачи:
- определена величина нагрузок, вызывающих появление первых трещин в днище опытного понтона и в растянутой зоне балок (момент трещинообразования);
- установлена картина трещинообразования и зафиксирована схема распределения трещин;
- определена зависимость деформаций в днище и бортах опытного понтона и в растянутой зоне балок от внешней нагрузки;
- определена предельная несущая способность опытного понтона и балок при изгибе;
- установлен характер разрушения опытных конструкций.
Полученные в процессе выполнения ОКР «Сращивание» результаты являются заделом для проектирования и строительства перспективной крупногабаритной морской техники с корпусом из предварительно напряженного железобетона.